Устройство домашнего кинотеатра, студии – выбираем материалы для звукоизоляции и акустики | Своими руками – Как сделать самому

Содержание

11 шагов для создания звукоизоляции в домашней студии

Устройство домашнего кинотеатра, студии – выбираем материалы для звукоизоляции и акустики | Своими руками - Как сделать самому

Благодаря постоянному прогрессу в области цифровых технологий, каждый может записываться у себя дома, и каждый может собрать собственную студию. Но в то время как многие соглашаются на низкокачественную аппаратуру и размещают ее в кладовой или спальне, есть и другой путь…

Построить свою собственную студию для профессиональной записи. Да, для этого придется сдвинуть горы – потратить много сил, денег и гипсокартона, но результат того стоит.

Итак, представляем вашему вниманию 11 наиболее важных факторов, которые необходимо учесть при сборке вашей собственной студии. От звукоизоляции в полах до света.

Шаг 1: Расположение, и еще раз расположение

Первое, о чем нужно задуматься при создании студии – место. На первый взгляд это просто, но придется учесть, насколько громко вы будете играть (особенно это касается ударных) и насколько в принципе можно звукоизолировать помещение.

Например, перестроив гараж в саду, вероятно, вы получите достаточно пространства и минимизируете шум. А вот, комнату в доме или квартире далеко не всегда удается звукоизолировать полностью, да и оставшегося пространства на большую группу явно не хватит.

Шаг 2: Впустите свет

Дневной свет является очень важным компонентом, когда речь заходит о создании приятного места для работы, а его отсутствие может сделать вашу студию похожей на тюремную камеру.

Несложно предположить, что блокированные окна — это единственный вариант звукоизоляции в такой комнате, ну а сочетание стеклопакета с не открывающимися окнами и листа акустического стекла (состоящего из двух листов с более тонким стеклом посередине, склеенных между собой) будет работать невероятно хорошо, конечно если все правильно загерметизировать.

Шаг 3: Закройте двери

Ваша студия будет иметь по крайней мере один дверной проем. Как и окна, это еще одна потенциальная область утечки звука. Решение простое – используйте тяжелую дверь. Кстати покупать ее необязательно — достаточно утяжелить обычную, покрыв ее слоем «Sheetblok» (специального винилового материала, действующего в качестве эффективного звукоизоляционного барьера).

Убедитесь, что когда дверь закрыта, не образуется щелей. Чтобы от них избавиться, возьмите обычные уплотняющие ленты из строительного магазина, хотя при желании можно потратиться на более дорогие специализированные материалы.

Шаг 4: Не забывайте о воздухе

Опечатав все стены, окна и двери воздухонепроницаемым звукоизоляционным материалом, не забудьте подумать о том, как вы будете дышать.

На удивление, это легко упустить из виду, но подача воздуха в студии важна не только для того, чтобы не упасть в обморок от удушья, но и для сохранности записывающей аппаратуры, на которой, без должной вентиляции, может скопиться влага. Расположите сплит-систему так, чтобы воздух распределялся равномерно.

Шаг 5: Создание акустического короба

После того, как вы провели вентиляцию, у вас образовалось отверстие в звукоизоляции, так что вам придется соорудить акустический короб вокруг него. Сделайте s-образный воздуховод из МДФ, обработайте края акустической пеной и установите все это на вентиляционное отверстие, добавив ко всему этому защитную сетку и фильтр, чтобы комната не стала рассадником грязи.

Кстати, обратите внимание, чтобы входное отверстие вашего воздухопровода с наружней стены не находился на солнечной стороне – летом ваша студия будет сильно перегреваться.

Шаг 6: Создайте комнату в комнате (это сложно)

Наилучшая звукоизоляция достигается при соблюдении принципа «комната в комнате». Для этого необходимо построить отдельное помещение при минимальном контакте с остальным зданием.

Если пространство позволяет, постройте новые стены из газобетонных блоков высокой плотности, установленных на тонкую прослойку неопрена (разновидность синтетического каучука) так, чтобы блоки не соприкасались с полом напрямую.

Их соединение с наружными стенами должно проходить через специальную акустическую мембрану.

Для изоляции потолка используйте минеральную вату (она заполняет расстояние между балками) и пару слоев гипсокартона, установленного на виброизолирующую опору, сделайте то же самое снова (только потолок разместите на новых стенах) и постройте вторую крышу, достигнув таким образом эффекта «комната в комнате».

Для большей шумоизоляции внутренние стены можно дополнительно закрыть вертикальными деревянными брусьями 2х2 дюйма, смонтированными на неопрен, сверху положить 2-х дюймовый слой минеральной ваты, а над ним еще и два слоя гипсокартона. Наконец, все поверхности должны быть покрыты декоративным герметиком, ведь даже небольшое отверстие или трещина могут поставить под угрозу всю работу и снизить эффективность до 50%.

Шаг 7: Не прячьте провода

Часто предполагается, что силовые и осветительные кабели нужно прятать под гипсокартон. Однако, монтируя розетки можно легко разрушить вашу тщательно созданную звукоизоляцию. Вместо этого рекомендуется установить короб, или специальную нишу со штепселями и проводами с использованием дерева и гипсокартона.

Шаг 8: Используйте «плавающие» полы (еще один сложный шаг)

В сущности, это делается так же, как и стены: разделение двух поверхностей пола предотвращает прохождение вибрации. Для создания плавающих полов можно разместить деревянные балки с регулярными интервалами на резиновую подложку и положить слой неопрена между ними, и всю поверхность накрыть листами ДСП.

Но гораздо проще и дешевле использовать материал PlatFoam, чтобы поднять отдельные части пола от земли. PlatFoam поставляется в виде длинных полос 3х2 дюйма из пены высокой плотности, которая закладывается в нескольких дюймах друг от друга, а поверх кладется лист фанеры.

Шаг 9: Поработайте над акустикой (поглощением и рассеивание)

Вполне возможно, вы обнаружите, что отражательные свойства гипсокартона создают довольно неприятное и резкое в акустическом смысле помещение. Это вряд ли хорошо повлияет на качество записи.

Конечно, можно просто положить ковровое покрытие и расставить мягкую мебель, но чтобы реально повлиять на отражение звука от стен, вам нужно применить комбинацию из двух явлений: поглощение и рассеивание звука.

Рассеивание представляет собой отражение звука в различных направлениях и «разбивает» звук. А поглощение – «съедает» определенные нежелательные частоты.

Настал момент развеять миф о яичных коробках – хоть их форма и должна потенциально создать хороший звук, на деле он хорош для рассеивания, а вот показатели отражения и поглощения оставляют желать лучшего.

К тому же и выглядят они не слишком красиво.

Поэтому, попробуйте собрать панели из листов ДСП размером 20×40 дюймов, сверху покройте их минеральной ватой того же размера (толщиной в дюйм) и обшейте все это тканью для обивки мебели. Этот вариант будет выглядеть намного эстетичнее, а чтобы достичь нужного эффекта, расположите панели на двух стенах друг напротив друга.

Если же вы предпочитаете использовать готовые решения, присмотритесь к материалам Auralex, ProFoam и т.п. Эти производители предлагают большой выбор материалов для оборудования студии и предлагают даже готовые наборы для оборудования комнат разного размера. Что неудивительно, такое удовольствие стоит хороших денег, но зато вас не разочарует ни качество, ни внешний вид.

Шаг 10: Одна комната или две?

Если ваша звукоизолированная комната будет использоваться как для звукозаписи, так и для репетиций, стоит подумать – использовать ли только одну комнату, или же выделить часть пространства под звукорежессерскую рубку. Казалось бы, ответ очевиден – запись идет в одной комнате, а прослушивание в другой, но зачастую музыкантам удобнее работать в одной комнате.

Хороший компромисс в этой ситуации – установка второго монитора в комнате для записи. Так, используя беспроводные мыши и клавиатуры, вы сможете управлять всей аппаратурой, не отвлекаясь на бесполезные переходы из помещения в помещение.

Шаг 11: Помните: Москва не сразу строилась

Создание студии может стать долгим и трудоемким процессом, и вы, несомненно, столкнетесь с рядом проблем и неудач. Конечно, это неприятно, ведь пока время тикает растут и затраты.

Но не стоит отчаиваться – зато после окончания работ студия будет в вашем полном распоряжении. Вы сможете бесплатно играть в любое время дня и ночи, никому не мешая, дав волю своей фантазии.

Разве это не стоит затраченных усилий?

(via)

Источник: https://upsound.org/11-shagov-dlya-sozdaniya-zvukoizolyatsii-v-domashnej-studii/

Строим домашний кинотеатр: акустическая обработка помещения (часть 1)

Устройство домашнего кинотеатра, студии – выбираем материалы для звукоизоляции и акустики | Своими руками - Как сделать самому

Их выполнение гарантирует максимальное «погружения» зрителя при просмотре, потому что все его внимание будет направлено на происходящее на экране, ничто не будет его отвлекать.

Я еще не раз вернусь к этим правилам, при описании различных аспектов создания ДК, но сейчас начну с первого этапа — этапа строительства помещения. В идеальных условиях именно на этом этапе должны определиться будущие характеристики домашнего кинотеатра.

Итак, выбор оптимального помещения под ДК начинается, как ни странно, с бюджета.

От площади выбранного помещения зависит размер экрана, а от его диагонали зависит яркость проектора и дистанция до зрительских мест, и эти расстояния важно учитывать при выборе акустических систем, потому что звуковое давление колонки должны выдавать с запасом на затухание звука по пути до слушателя. Понятное дело, яркость проектора сильно влияет на его цену, в свою очередь, акустика, способная давать высокое звуковое давление, тоже недешевая и, к тому же, требует мощных и дорогих усилителей.

Наконец, высокое звуковое давление требует и повышенного внимания к качеству и точности акустической обработки помещения.

И так зависимость цены ДК от площади нелинейная, а если брать акустическую обработку — то сложность возрастает в кубе, ведь при увеличении площади в два раза, площадь обрабатываемых поверхностей увеличится в 8 раз! Тем не менее, по моим наблюдениям, оптимальная площадь комнаты для ДК высокого класса на 2-5 мест — 50-80 кв.м. с высотой потолка 2,5-4 метра.

Изолировать и поглотить

Акустическая обработка помещений традиционно решает две задачи: звукопоглощение и звукоизоляция.

В случае с домашним кинотеатром, при нужном балансе звукопоглощения в комнате формируется правильная, стандартная акустическая обстановка, которая значительно снижает вредное влияние комнаты на звук (отражения) и создает акустическую атмосферу, схожую с таковой в студии звукозаписи, где производился построцессинг. Т.е.

в идеальном варианте мы должны слышать всё то же и так же, как звукорежиссер слышал во время финального просмотра перед сдачей фильма в прокат. (Пока мы не принимаем во внимание вопросы качества усиления, декодеров, АС и пр.

) Понятно, что каждый звук имеет значение — он неслучайно введен в дорожку фильма, идентичное его воспроизведение даст лучше понять задумку режиссера, обеспечит правильное художественное восприятие фильма.

В свою очередь, звукоизоляция — это значительное снижение проникающих в домашний кинотеатр внешних шумов. Лучше соотношение сигнал/шум — шире динамический диапазон, а последний напрямую связан с реалистичностью восприятия.

Звукоизоляция, вдобавок, не дает услышать зрителю другие посторонние звуки из других комнат, которые отвлекут его от просмотра.

Наконец, решается защита остальной части дома от звуков работающего на полной мощности домашнего кинотеатра.

Помимо звукоизоляции самой комнаты, отдельная задача — заглушить различную технику: кондиционеры, мощные усилители с гудящими трансформаторами, проектор и т.д. Особенно шумный проектор зачастую помещают в отдельный короб, компоненты ставят в специально выделенный для них шкаф или даже отдельную аппаратную комнату. Заодно индикаторы техники, опять же, не будут отвлекать зрителя.

В подвале

Лучшее место для ДК в доме — подвальное помещение.

Такую комнату просто затемнить (не забудьте про светящуюся табличку с надписью «Вход», подсветку пола и ступеней), естественная звукоизоляция разом решает почти все проблемы заглушки комнаты, остаются только вопросы подачи воздуха через вентиляционные каналы, двери и потолок. Для снижения уровня шумов за пределами такого ДК применяют специальные конфигурации заглушенных вентиляционных каналов, звукоизолирующие двери с тамбуром.

Однако есть и неочевидные проблемы с размещением кинотеатра в подвале.

Например, из-за того, что практически все материалы, применяемые для акустической обработки, имеют отличные теплоизоляционные характеристики, мы получим «термос», тогда как хороший ДК может иметь выделяемые тепловые мощности на уровне нескольких киловатт.

Другими словами, к вопросам охлаждения ДК в подвале нужно отнестись максимально серьезно. Я встречал такие проекты, когда температура просмотра повышалась настолько быстро, что там было трудно находится спустя полчаса после начала киносеанса.

Следующая проблема подвальных помещений — низкие частоты не поглощаются бетонными стенами цоколя, а практически полностью отражаются обратно в помещение.

В таких условиях комната ведет себя как высокодобротный резонатор, и в результате амплитуды паразитных резонансов могут превысить полезный сигнал на 15-20 дБ! И так как низкие частоты стихают медленно, они продолжают «играть» еще долго после того, как основной сигнал закончился.

Эффективных материалов для звукопоглощения на низких частотах мало, они дороги и их требуется много.

Так, чтобы эффективно заглушить бетонные стены на частотах ниже 80-100 Гц, потребуются многослойные конструкции, по принципу действия, кстати, схожие с многослойной броней, когда между собой чередуются вязкие отражающие и поглощающие слои.

Вязкий слой частично пропускает НЧ и попутно переводит звук в тепло (звуковые волны заставляют материал изгибаться и вибрировать), а поглощающий слой из пористого продуваемого материала глушит межслойные отражения и, в свою очередь, преобразует в тепло движение воздуха в порах материала.

Есть одно универсальное решение для подавления НЧ резонансов. Делается облицовка бетонных стен с относом двойными листами ГВЛ с вибродемпфирующей прокладкой между ними, а получившуюся полость заполняют пористым или волокнистым звукопоглощающим материалом, например, минватой.

Затем на эти фальшстены из ГВЛ наклеивают листы из распространенных акустических материалов типа поролона, панелей Heradesign и т.п. — это уже требуется, чтобы получить правильный уровень поглощения в средне- и высокочастотном диапазонах.

В деле борьбы с «гуляющим» низом наиболее внимательно нужно отнестись к тыловой стене, где формируется первое отражение звуковой волны, приходящей от фронтальных динамиков и сабвуферов.

Существует еще т.н. SBIR-эффект (Speaker Boundary Interference Response).

Суть его в том, что первые отражения от близко расположенной стены приходят к зрителю с некоторой задержкой по отношению к прямому звуку, и определенные частоты встают в противофазу. В итоге в АЧХ получается сильный провал.

Чтобы избежать этой проблемы, все ДК высокого класса выполняют на встраиваемой акустике, чтобы диффузоры динамиков находились в плоскости стены, тогда и условий для возникновения SBIR-эффекта не будет.

Алгоритмы

В последнее время получили распространение т.н. «активные системы», когда задачу управления комнатными отражениями берет на себя специальный звуковой процессор.

Он очень эффективен как раз в низкочастотном диапазоне, где акустика сама по себе не позволяет добиться нужного результата.

Фактически, они помогают удешевить «пассивную» акустическую обработку комнаты за счет этого сочетания, когда за низкие частоты 100-1000 Гц отвечает процессор, а выше результат достигается «архитектурными» методами. На мое мнение, таким образом достигается наилучший результат.

В большинстве специализированных звуковых процессоров используется параметрический эквалайзер, скрупулезно настраиваемый на подавление конкретных комнатных резонансов.

Причем параметрическая эквализация есть у процессоров разных категорий, от массовых моделей, до премиальных, как ADA, JBL Synthesis, Theta Digital и других. Однако у «параметрики» есть и свои недостатки, которые ограничивают область применения такой обработки.

Прежде всего, по своему принципу действия эквалайзер уменьшает амплитуду резонанса за счет «вырезания» очень узкой полосы сигнала, что иногда приводит буквально к пропаданию отдельных нот.

Вдобавок, при неправильном применении параметрического эквалайзера легко добавить системе серьезные фазовые искажения. Хорошо настроить такую систему трудно — нужен большой опыт.

Существуют и другие типы обработок звука, которые управляют комнатными отражениями с высокой точностью.

Например, процессоры французской фирмы Trinnov Audio имеют патентованные алгоритмы, которые подавляют отражения, не затрагивая при этом полезный сигнал.

Технологию кратко можно описать так: процессор на этапе калибровки подробно измеряет все отражения, а затем в основной сигнал подмешивает эти же «отражения», но только в противофазе. Звуки гасят друг друга, а полезный сигнал не меняется.

Комнатный вопрос

Вернусь к «комнатному вопросу». Не у всех есть возможность разместить домашний кинотеатр в подвале, более того, кинозал часто совмещают с гостиной. Это не очень хороший вариант, но других порой нет.

Тут получению хорошей звуковой картины будут мешать окна, дверные проемы, гипсокартонные стены-перегородки и мебель, и, конечно же, будет очень трудно получить хорошую звукоизоляцию. Потому для ДК и рекомендуется лучше выбирать комнату без окон, с одной дверью, у которой минимум общих с жилыми помещениями стен.

Отмечу, что проблемы со звукоизоляцией уменьшаться наполовину, если ДК разместить в комнате на первом или последнем этаже.

Задачи звукопоглощения, как и в случае с ДК с подвалом, решаются подобным же образом, только здесь дополнительно надо будет повесить на окна тяжелые светонепроницаемые шторы.

Легкие перегородки из гипсокартона могут вызвать серьезные проблемы с АЧХ — появится провал на частоте резонанса этой самой перегородки.

В итоге ее нужно будет дополнительно усиливать или заменить на жесткую — кирпич, пенобетон и т.д., чтобы исключить такие явления.

Плюс стерео

Очень часто в одной комнате совмещают домашний кинотеатр и стерео, однако требования к акустической обработке у этих двух типов систем существенно отличаются.

Если для стерео необходимо, чтобы комната не была сильно заглушена и слушатель легко понимал, в каком пространстве он находится, то в случае с ДК нужно стремиться практически полностью избавиться от комнатных отражений.

Представьте себе сцену диалога в пустыне, а вы четко слышите комнату — чувство погружения тут же пропадет. Что делать в такой ситуации?

Почти у всех процессоров-ресиверов есть музыкальный режим для работы в стерео — в сигнал будет добавлена реверберация, которая пойдет на тыловые и сурраунд-колонки. Это лучший выход для ДК, совмещенного со стереосетапом в одном помещении, которое акустически обработано для кинотеатра.

Наконец, еще один случай специальной акустической обработки — использование дипольных АС (тыловых или боковых). Так как они используют отражения от стен, глушить тыловую часть комнаты противопоказано, основное звукопоглощение переносится на фронт.

Продолжение: Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2)

Источник: https://stereo.ru/to/fyn6j-stroim-domashniy-kinoteatr-akusticheskaya-obrabotka-pomescheniya-chast-1

Звукоизоляция домашнего кинотеатра

Устройство домашнего кинотеатра, студии – выбираем материалы для звукоизоляции и акустики | Своими руками - Как сделать самому

Опишу свою недавнюю работу по постройке зала домашнего кинотеатра с качественной звукоизоляцией. Переделывалось подвальное помещение частного дома площадью 60 кв.м.

, в котором уже стоял домашний кинотеатр, сделанный «по-простому»: На потолке была наклеена пенопластовая плитка толщиной 1 см а-ля «Армстронг», на полу лежала плитка 45х45, стены были во всю длину задрапированы шторами. Экран – стена, окрашенная светоотражающей краской. Дверь к лестнице, ведущей на 1 этаж, отсутствовала.

Звук обеспечивал бюджетный комплект акустики JBL, который менять на что-то более серьезное, как для зала в 60 кв.м., не захотели. Звукоизоляция домашнего кинотеатра от смежных помещений, и акустическая подготовка самого зала, по большому счету – была нулевой.

Задача была поставлена следующая: Максимально ослабить, а в идеале – полностью исключить проникание звука из подвального помещения на 1 и особенно 3 этаж. Это при том, что владелец любит фильмы в жанре «Боевик» и «Экшн», изобилующие звуковыми эффектами.

И смотрит он их, как оказалось, с довольно громким звуком. Провести комплексную звукоизоляцию самого домашнего кинотеатра т.к. по большому счету после получаса просмотра фильма на средней громкости в ушах начинало звенеть у всех.

Поставить экран максимально возможного размера и сделать в домашнем кинотеатре нормальный бас т.к. родной сабвуфер не басил, а гудел.

Перестройка зала заняла 4 месяца. Для максимальной звукоизоляции домашнего кинотеатра от других помещений была фактически построена «комната в комнате». Высота потолка в зале была всего 2,3 метра и пришлось поизгаляться, чтобы не красть жизненное пространство.

Стены и потолок были сделаны двойными из акустически прозрачных панелей, под которыми было установлено два слоя звукоизоляции толщиной по 50 мм с жесткой и тяжелой «мембаной» из 2-х слоев гипсокартона. Сэндвичевая конструкция стен и потолка была подвешена на специальных виброразвязках.

На входе был устроен звукоизолирующий тамбур и установлена двойная дверь.

Во время испытаний на проникание звука, в зале домашнего кинотеатра включался новый сабвуфер мощностью 5 кВт. Кресла от низких частот реально двигались, а на первом этаже хоть и были заметны отголоски мощного баса, но хозяйская собака по плитке чапала лапами громче.

На втором этаже звук был еле заметен, а на третьем была тишина. Звуковое давление на зрительских местах достигало уровня 125 дБ. Помог авторский (мой) сабвуфер с двумя динамиками по 21 дюйму и профи усилитель на 6 кВт к нему. Было очень громко и мощно…

и совсем не утомительно и тем более – противно, как было вначале.

Через месяц после сдачи я попросил разрешения у владельца зала, показать работу другому своему клиенту. Запомнилась его фраза, сказанная этому человеку «Если бы я начинал сначала, я бы все сделал точно так же».

Полное описание работы по звукоизоляции домашнего кинотеатра на этом объекте, установке вогнутого экрана размером 5,5 м, постройке спец сабвуфера и т.д. можно найти, перейдя по ссылкам внизу статьи (первые 3 ссылки).

Тем, кто заинтересовался

Предлагаю правильную звукоизоляцию домашнего кинотеатра от других помещений, акустическую коррекцию самого зала и других комнат:

  • Максимальное устранение проникания звука между этажами и в прилегающие помещения;
  • Ослабление эффекта реверберации «Эхо»;
  • Устранение излишней гулкости или звонкости в домашнем кинотеатре и других комнатах;
  • Улучшение звучания колонок и аппаратуры путем их апгрейда (переделка кроссоверов и т.д.);
  • Комфортный звук в комнатах не только из акустических систем ни и при общении хозяев между собой.

Звукоизоляция пола

Сабвуфер – самый проблемный элемент домашнего кинотеатра, как правило устанавливается на полу и генерирует мощный инфразвук, заставляющий дрожать паркет, стены и потолок. К звуковым волнам добавляется механическая вибрация, передаваемая от него полу.

Задача звукоизоляции сабвуфера сложная, но решаемая, традиционные резиновые ножки и мраморные плиты – не выход. Особенно, если в домашнем кинотеатре хочется действительно мощного баса.

Тут нужно применять либо «плавающий пол», либо подвешивать сабвуфер на цепях (амортизаторах).

Деталь, которой владельцы домашних кинотеатров придают мало значения – самый четкий и «правильный» бас получается, когда колонки, либо сабвуфер устанавливаются на шипы, намертво воткнутые в паркет или в него же, через ковролин.

Здесь действует так называемая «присоединенная масса», когда к колонкам или сабвуферу виртуально добавляется вес перекрытия или капитальной стены. Плата за четкий бас – при жесткой сцепке сабвуфера с несущими конструкциями происходит максимальная передача вибрации…

Совместить почти несовместимое – задача сложная, но решаемая.

Звукоизоляцию помещения под домашний кинотеатр нужно начинать с пола, потому что на «гудение» и «бумкание» (именно так хозяева соседних квартир воспринимают низкие частоты от вашей аппаратуры), приходится максимум жалоб.

Лучшая звукоизоляция от поникания звука в соседние помещения получается при увеличении толщины капитальных конструкций. Но в большинстве случаев сделать это не реально.

В комнате с домашним кинотеатром максимум, что делается – дополнительная бетонная стяжка, отделенная от основной плиты упругой прокладкой, так называемый «плавающий пол». Плавающий он потому, что вторая стяжка не соприкасается со стенами и перекрытием.

Бетон плавающего пола ложится в «ванночку» из пористой резины или плит «Шуманет», «Шумостоп». Для эффективного поглощения вибраций демпфирующий слой между стяжками должен иметь толщину 20 – 50 мм. Толщина «плавающей» плиты 80 – 150 мм.

При невозможности устройства полноценного плавающего пола, можно применить звукоизоляция декоративного покрытия от несущей плиты с помощью упругой прокладки толщиной 3 – 5 мм. Звукоизоляция от помещений нижнего этажа в таком варианте – уже лучше, чем жесткая привязка паркета или ламината к несущей плите.

Существует вариант развязки пола – на лагах. Для уменьшения передачи вибрации в местах опоры лаг на плиту перекрытия ставятся упругие прокладки толщиной 10-20 мм. Пустоты между лагами нужно заполнить звукоизолирующими материалом: плитами «шуманет», плотной минеральной ватой, монтажной пеной и т.д.

 

Если межэтажные перекрытия имеют большую толщину: для звукоизоляции комнаты домашнего кинотеатра от смежных помещений можно построить не толстые фальш-стены, отделенные от основных воздушным промежутком в 30 – 100 мм.

Это украдет немного жизненного пространства (по опыту, метр – два квадратных), но ослабит проникновение звука в соседние комнаты раз в пять/семь. Фальш-стены крепятся к плитам перекрытия и не контактируют с основными стенами.

Идеальная фальш-стена из кирпича, вариант чуть похуже – двойной/тройной слой ГКЛ + минеральная вата 50-100 мм. Для крепления гипсокартона желательно применять каркас из бруса, а не традиционных П-образных профилей.

При применении таки П-образных профилей, последние крепятся через вибродемпфирующую полосу как к гипсокартону, так и к несущим конструкциям.

Как вариант, фальш-стены можно крепить и к основным, но тогда звукоизоляция домашнего кинотеатра будет в 2-3 раза хуже, чем при креплении к плитам перекрытия. Крепить фальш-стены к основным нужно через виброразвязывающие элементы. Максимальный эффект звукоизоляции достигается, если фальш-стена представляет собою единую, жесткую и тяжелую конструкцию, не контактирующую со стеной несущей.

В продаже есть готовая – звукоизолирующая система бескаркасного типа (ЗИПС). Панели выпускаются в виде готовых к монтажу сэндвичей, состоящих из пазогребневых листов гипсоволокна и поглощающего слоя. Крепление ЗИПС к перекрытию или стене производится через специальные виброизолирующие узлы.

Хорошие звукоизолирующие свойства ЗИПС определяются отсутствием направляющего каркаса и мягко-упругим контактом между торцами панелей, перекрытием и стяжкой.

Применение ЗИПС в домашнем кинотеатре сильно упрощает задачу звукоизоляции, но по сравнению с общестроительными вариантами оно заметно дороже.

Звукоизоляция потолка

Звукоизолирующий потолок делается примерно так же как фальш-стена, из 2-3 слоев ГКЛ, подвешенных на виброразвязывающих элементах к плитам перекрытия и монтируется так же как, и обычный гипсокартонный с некоторыми отличиями:

  • В местах крепежа держателей металлического каркаса к потолку устанавливаются вибродемпфирующие ленты из пористой резины. К профилю гипсокартон крепится так же через демпфирующий слой;
  • Для подвеса потолка идеальны вибродемпферы, которые ставятся между плитой перекрытия и спицами регулируемых подвесов или стандартными прямыми подвесами. Они устраняют «звуковые мостики» между ГКЛ и несущей плитой;
  • Минеральная вата низкой плотности заменяется средне жесткими шумоизолирующими плитами толщиной 50 – 150 мм;
  • Хороший вариант подвеса потолка в домашнем кинотеатре – каркас из деревянного бруса, вместо стандартного металлического;
  • Обязателен двойной/тройной слой гипсокартона, наложенный «вперекрышку» с проклейкой между слоями;
  • Идеально звукоизолирующий потолок, это второй фальш-потолок, не имеющий контакта с основным и закрепленный только по периметру стен. Но это большая редкость.

Есть более простой вариант устройства звукоизолирующего потолка, дающего хорошие, хотя и не идеальные результаты.

В домашнем кинотеатре натягивается звукопрозрачный потолок, своей структурой походящий на пропускающие звук Соунд Скрин экраны для проекторов. Перфорация на нем сделана довольно мелкой и ее почти не видно.

Между звукопрозрачным потолком и несущей плитой устанавливается слой звукопоглощающего материала толщиной 50- 150 мм. Это может быть обычная минеральная вата + пылезащитная мембрана.

 Звукоизолирующие двери

Основная лазейка для звука из комнаты с домашним кинотеатром – дверь. Смысл сделанной по всем правилам звукоизоляции стен и потолков теряться, если забыть про двойную дверь с тамбуром.

Дверь в домашний кинотеатр должна быть максимально массивной, с внутренним слоем звукопоглотителя, плотным притвором и замком фиксатором. Лучший вариант звукоизоляции – тамбур при входе в зал и две двери с воздушным промежутком между ними (так делали в кабинетах руководителей).

Воздушный промежуток – прекрасный звукоизолятор, чем он шире, тем меньше проникают звуковые волны. Расстояние между тамбурными дверями должно быть в пределах 40 – 60 см. Если такой возможности нет, можно ограничиться воздушным промежутком шириной 10 – 20 см.

Продаются готовые звукоизолирующие двери: от простых ALAVUS, снижающих шум на 30 дБ, до дорогих HORMANN со снижением 47 дБ. Можно купить такую дверь, а лучше две и построить тамбур. Либо поставить двери, как в других комнатах, только со слоем внутридверного звукопоглотителя.

В описанном в начале статьи зале домашнего кинотеатра в Кременчуге были применены специальные, очень тяжелые двойные двери с звукоизолирующими стеклопакетами.

«Высший пилотаж» – устроить на входе в зал с домашним кинотеатром звукоизолирующие двери, автоматически открывающиеся при приближении к ним.

p.s. Звукоизоляция домашнего кинотеатра принесет результат только в случае непрерывного контроля строительства комнаты, от бетона до финишной отделки. Обращайтесь за консультацией.

Ссылки по теме +

Источник: http://aovox.com/creativework/281

Звукоизоляция и акустическая обработка домашней студии | Блог | Клуб DNS

Устройство домашнего кинотеатра, студии – выбираем материалы для звукоизоляции и акустики | Своими руками - Как сделать самому

: 3 месяца назад

Звукоизоляция — решает проблемы проникновения звука из комнаты с аудиосистемой в другие помещения и наоборот.

Акустическая обработка — решает проблему с недостаточным рассеиванием звуковых волн, которое приводит к искажению звука, производимого акустической системой.

Если домашняя студия занимает одну из комнат в многоквартирном доме, то работа на больших громкостях будет мешать соседям. В свою очередь, шаги соседей, скрипы, крики детей, уличный шум и другие неприятные звуки будут мешать работе на малых громкостях.

У каждого материала есть показатель поглощения звука (это вполне реальная физическая величина, называемая SRI — Sound Reduction Index), который зависит от толщины и самого материала. SRI кирпичной стены — примерно 45 дБ, а обычная дверь задерживает около 10 дБ.

Очевидное решение — увеличить толщину всего, что можно: стен, полов, потолков, дверей и окон. Большинство дорогих студий и вовсе строят еще одно помещение внутри уже имеющегося — «комнату в комнате».

Так полностью убираются каналы передачи звука и вибраций от внутреннего помещения к наружному: используется плавающий пол на резиновой подстилке, стены отделяются друг от друга воздушной прослойкой и минеральной ватой, окна нередко отсутствуют.

В случае с домашней студией можно обить стены слоем минеральной ваты толщиной примерно 10 см, а вату прикрыть гипсокартоном или ковролином. Разумеется, не каждый решится на такой глобальный ремонт.

Тогда нужно выявить, какая стена хуже всего изолирует от посторонних звуков и приставить к ней длинный шкаф с одеждой или стеллаж. На пол можно постелить ковер с толстым ворсом.

Потолок сделать навесным, пространство между ним и бетонной плитой заполнить минеральной ватой. Окна завесить толстыми занавесками в два слоя, установить хороший стеклопакет вместо старых рам.

Наконец, устранить щели между дверью и дверной коробкой, а на саму дверь также прикрепить звукоизоляционный материал.

Все это поможет избавиться от внешних звуков и раздраженных соседей, но не избавит саму комнату от стоячих волн и резонансов. Эта задача решается акустической обработкой помещения.

Смысл акустической обработки комнаты в том, чтобы избавиться от искажений неподготовленной комнаты, которые на слух определяются как неприятный гул или скрежет на определенных частотах, отсутствие детализации и общая мутность звучания.

В комнате с параллельными стенами неизбежно образуется акустический резонанс. Звуковая волна сотни раз в секунду отражается от одной стены к другой и появляется «стоячая волна».

Как же быть? Есть два основных подхода к акустической обработке помещения: поглощение и рассеивание.

Для первого используются звукопоглощающие материалы — акустический поролон, минеральная вата, басовые ловушки и т.п. Для рассеивания — различного вида диффузоры, которые делают поверхность стен комнаты неоднородной.

А профессиональные студии намеренно проектируют «неправильно»: с непараллельными стенами и угловатыми потолками.

Высокие и средние частоты

Проблемы с высокими частотами можно легко определить, встав в центр аппаратной комнаты и хлопнув в ладоши — в неподготовленном помещении будет четко различимо короткое эхо с неприятным металлическим окрасом.

Очень часто эту проблему решают акустическим поролоном. Но обклеивать поролоном все вокруг не стоит — переглушенное «по верхам» помещение будет звучать неестественно, спад высоких приведет к выпячиванию средних и низких частот.

В итоге комната перестанет звенеть, но начнет гудеть и бубнить.

Для борьбы как с высокими, так и со средними частотами нередко используют акустические панели. Такая панель представляет собой кусок звукопоглощающего материала определенной толщины, обернутый в рамку и затянутый декоративной тканью.

Толщина материала для поглощения определенной частоты вычисляется делением скорости звука (331 м/с) на частоту в Герцах. Например, длина звуковой волны на частоте 10 Кгц — 3,31 см. Значит, такую волну может полностью поглотить материал толщиной всего 3,5 см. Чем толще панель, тем ниже частота звука, которую панель может поглотить.

Акустическую панель можно приобрести в готовом виде или собрать самостоятельно — в сети достаточно инструкций. Несколько панелей в критических точках комнаты — позади, спереди и по бокам от мониторов — сделают работу со средними частотами намного комфортнее.

Низкие частоты

Труднее всего справится с низкими частотами. Если посчитать, длина волны частотой 100 Гц — 3,35 метра, акустическая панель такой толщины займет всю комнату. В то же время, именно басовая составляющая заставляет комнату гудеть, окна дрожать, а соседей — стучать по трубам.

Выявить проблемы с басом в комнате довольно просто: нужно запустить в DAW какой-нибудь синтезатор и сыграть гамму от самой нижней октавы. Ноты с проблемными частотами будут ощущаться громче или тише остальных.

Как бороться с басом? Больше всего он любит накапливаться в углах помещения. Поэтому по углам стоит разместить басовые ловушки — чаще всего это акустическая панель треугольной формы или конструкции типа диффузора Шредера.

Также басовые частоты отлично распространяются по твердым материалам. Если студийные мониторы размещены на стойках — бас легко перейдет по ним в пол и далее заставит гудеть всю комнату.

Помогут специальные изоляционные подкладки под мониторы или — более радикальный вариант — подиум с резиновыми изоляционными ножками, на которые нужно поставить стойки или рабочий стол целиком, развязав тем самым источник звука с комнатой.

Запись вокала

Диапазон мужского тенора — примерно 130–13000 Гц, женского — чуть выше. Даже самый глубокий бас редко содержит полезные частоты ниже 90 Гц. Поэтому для записи вокала понадобится самая минимальная акустическая обработка помещения, хотя можно обойтись и вовсе без нее.

Как правило, достаточно развесить пресловутый поролон «с пирамидками», чтобы избавиться от нежелательной реверберации. Можно также построить небольшую кабинку для записи вокала и обклеить ее поролоном.

Самый примитивный вариант — установить микрофон в большом шкафу с одеждой.

Нередко в продаже можно встретить акустические экраны для микрофонов, которые глушат вокал еще до того, как он распространится по всей комнате.

Запись акустических инструментов

Для этих целей понадобится минимальная обработка помещения, если только не планируется запись контрабасов, туб, валторн и других оркестровых инструментов с насыщенным басом.

Нескольких акустических панелей, размещенных в критических местах комнаты, будет достаточно, чтобы избавиться от ненужной реверберации и среднечастотных резонансов.

Внимание также стоит уделить звукоизоляции — особенно, если планируется запись медных духовых инструментов.

Прослушивание музыки

Одна из самых частых проблем с бытовыми аудиосистемами — это «раздутый бас». Нередко производители намеренно выпячивают низкие частоты в своих изделиях, чтобы больше «качало».

Для того, чтобы соседи не стучали по трубе отопления во время работы такой аудиосистемы, нужно максимально изолировать помещение.

Также необходимо развязать акустическую систему с комнатой — сделать специальную подставку или стойку на резиновых ножках.

Справится с избытком низких частот поможет мягкая мебель, а также полки и стеллажи, играющие роль диффузоров Шредера. Если этого недостаточно — можно поставить несколько басовых ловушек по углам.

Пара акустических панелей на стенах улучшат детализацию средних и высоких частот.

Для прослушивания музыки не нужно добиваться от помещения идеально ровной АЧХ — здесь лучше ориентироваться на собственный вкус.

Сведение музыки

Именно для сведения музыки требуется наиболее тщательная акустическая подготовка помещения. Нужно выровнять АЧХ комнаты и избавиться от резонансов. Пригодятся все советы, изложенные выше. Чтобы измерить получившийся результат, понадобится специальный микрофон с линейной АЧХ (например, Behringer ECM 8000) и бесплатная программа Room EQ Wizard.

Микрофон необходимо установить в том месте, где находится точка прослушивания при работе со звуком. По результатам измерений программа построит графики АЧХ и реверберации.

Источник: https://club.dns-shop.ru/blog/21851-Zvukoizolyatsiya-i-akusticheskaya-obrabotka-domashnei-studii/

Звукоизоляция студии звукозаписи

Устройство домашнего кинотеатра, студии – выбираем материалы для звукоизоляции и акустики | Своими руками - Как сделать самому

Как только вы соберетесь записывать музыку, соседи могут взбунтоваться, так как звуковые волны имеют свойства проникать практически через любой материал стен. И выход в этой ситуации только один – звукоизоляция студии. Работа эта очень сложная, трудоемкая, и произвести ее качественно – это настоящее искусство. Как же этого добиться?

Способы звукоизолировать помещение

Есть несколько методов, которые способны свести проводимость звука практически к нулю:

  • Самым действенным и надежным является создание «комнаты в комнате», процесс, очень трудоемкий и дорогой.
  • Второй способ, оштукатурить стены.
  • Применение акустического поролон.

Метод выбирается в зависимости от результата, который нужно получить и от финансовых возможностей.

Звукоизоляция «комната в комнате»

Для понимания этой звукоизоляции нужно рассмотреть технологию выполнения изоляции подробно:

Начинать нужно с пола. Сама конструкция будет называться «плавающей». Для его изготовления нужно взять изолирующий материал, типа Шумопласта. Материал должен быть по толщине не менее двух сантиметров, так как нужно заглушить все шумы, включая ударные.

Первое, что вам нужно сделать – это заделать все имеющиеся дефекты и трещины, для этого можно использовать минеральную вату или другой изоляционный материал. Затем нужно смонтировать деревянную обрешетку из бруса в 50 мм. Под брус прокладывается шумоизоляция в 20 мм.

Между брусьями нужно проложить Шумопласт, один из лучших звукоизоляционных материалов. Затем монтируется покрытие, оно может быть из ОСБ 12-16 мм. Пол готов, осталось только постелить ковролин, но это нужно будет сделать уже после всех изоляционных работ.

Если вы хотите полностью изолировать комнату, и спокойно работать, то стоит рассчитывать на то, что общая толщина стяжки и звукоизолирующего слоя будет не меньше восьми сантиметров.

Как только сделан пол, приступают к монтажу звукоизолирующего потолка, это может быть бескаркасный способ, или каркасный на системах Виброфлекс, они очень хорошо поглощают вибрацию. Изолирующий материал должен быть от 20 до 60 мм, в зависимости от толщины бетонных перекрытий.

На потолок монтируется каркас, с применением алюминиевых профилей. Как только каркас готов, прокладывается изоляционный материал и прикручивается гипсокартон. Потолок готов, останется только прошпаклевать и покрасить, но это после изоляции стен.

Стены изолируются третьим этапом. Если комната с высокими потолками, и при этом стены в ней ровные, то целесообразно применить бескаркасные, независимые облицовки, которые опираются на пол и потолок. Монтировать такую систему просто, но и стоит она дороже, чем каркасная. На каркасных системах нужно обязательно применять виброизолирующие подвесы.

На стены, как и на потолок, монтируется каркасная система из профилей, которые, так же как и на потолке прокладываются изоляционным материалом, и прикручивается гипсокартон.

Как только все монтажные работы закончены, можно приступить к отделке помещения, стены и потолок шпаклюются и облицовываются.

Окна и двери – это последний этап в полной звукоизоляции комнаты. Стоит сразу сказать, что входную дверь придется заменить, на тяжелую с большим пластом хорошего утеплителя внутри. Для окон в данной ситуации предполагается установка второго блока остекления с пяти камерным стеклопакетом.

Но не у каждого начинающего музыканта есть деньги на обустройство такой сложной и дорогостоящей звукоизоляции, поэтому нужно рассмотреть второй вариант.

Звукоизоляция штукатуркой и стяжкой

Этот способ потребует от вас достаточного терпения и трудолюбия. Первым делом делаем стяжку на полу. Для этого нужно разобрать старое напольное покрытие, очистить поверхность от строительного мусора и пыли, загрунтовать. Далее выставляются маячковые профиля, по уровню, при этом высота стяжки должна быть не менее 5-8 см.

Как только стяжка высохнет, для этого понадобится не менее недели, можно переходить к следующему этапу.

Штукатурка

Оштукатурить можно как стены, так и потолок:

  • Снять старое покрытие со стен до бетона, хорошо загрунтовать поверхность.
  • Заделать все имеющиеся трещины на стенах, хорошо подойдет монтажная пена. Особое внимание уделить местам соединения стен с потолком.
  • Выставить маяки, по периметру стен на расстоянии полутора метров друг от друга. Маячковый профиль устанавливается по уровню так, чтобы на выходе получился слой штукатурки не менее 4 сантиметров, иначе нужного результата в изоляции не получится.
  • Как только штукатурка просохнет, нужно будет стены зашпаклевать и нанести облицовочное покрытие.

Для звукоизоляции стен штукатуркой нужно выбрать материал с изоляционными качествами на цементной основе.

Штукатурка потолка очень сложный процесс, и выполнить его качественно сможет только специалист, так что на потолок можно смонтировать подвесную конструкцию из гипсокартона с прокладкой изолирующего материала, как описано в первом случае.

Акустический поролон

Этот материал может нейтрализовать шум внутри помещения двух типов:

  • Колебания, распространяемые через молекулы воздуха.
  • Ударные вибрации.

Акустический поролон производят в виде панелей, которые могут иметь рельефную и безрельефную поверхность, разного размера.

Рельефные панели нейтрализуют волны звука и подавляют вибрационные импульсы, имеют профиль в виде пирамиды или волны, что придает помещению оригинальный и необычный вид.

Ровные панели устраняют любые шумы, но для отделки студии она мало пригодны, так как намного хуже впитывают и рассеивают ударные вибрации. Применяется этот вид материала в квартирах с маленькими детьми, где нужно незначительно понизить уровень шума, и нет сильных ударных колебаний.

Применение изоляционного поролона в звукозаписывающих студиях

Помещения, где идут постоянные репетиции и запись музыки – вот основное использование рельефного материала. В большинстве случаев панели размещаются по всему периметру студии, включая потолки и специальные звукопоглощающие экраны.

Рельефные панели устанавливаются внутри студии, если не сделана предварительная звукоизоляция пола, то их можно установить под напольное покрытие, предварительно соорудив обрешетку из брусьев. Если дизайн студии, предполагает ровные, окрашенные стены, то акустический поролон устанавливается как обычный утеплитель при монтаже «комната в комнате».

Акустический поролон нельзя сминать, так как любые заломы на материале приводят к снижению его эффективности.

Установка

Поролон для звукопоглощения крепится к основанию на обычный клей или строительный двусторонний скотч. Если стена имеет сильное искривление, то ее можно выровнять листами ГКЛ, которые и станут основанием, на него можно смонтировать поролон.

Материал выпускается в достаточно широком размерном диапазоне от 5 до 100 мм. Критерии выбора материала будут зависеть от того, какое количество шумового загрязнения нужно устранить, для достижения чистого звучания, аппаратуры и человеческого голоса.

Чем сильнее звук, тем толще будет панель звукопоглощающего поролона. Например, если нужно звукоизолировать студию в квартире, то приобретается панель с максимальной толщиной.

Несомненным параметром при выборе материала для звукоизоляции студии звукозаписи является и плотность материала, чем она меньше, тем лучше будет звукопоглощение.

Уход за этим материалом не составит труда, панели несмотря на свою рельефную поверхность, хорошо чистятся пылесосом. Срок их службы неограничен.

Если в квартире, где находится домашняя студия звукозаписи, уже приняты меры по звукоизоляции, но они недостаточно защищают, то можно применить акустический поролон в качестве дополнительной изоляции музыкальных, студийных инструментов. Для этого достаточно приклеить на стену, возле которой стоит аппаратура несколько кусков поролона.

В заключении

Понятно, что никому не нравится сильный шум, исходящий из соседней квартиры, при этом он может не только раздражать звучанием, но и вибрацией, которая происходит при ударных колебаниях. Для того чтобы не раздражать соседей, причиняя им неудобство и работать в спокойной обстановке, нужно принять всевозможные меры по звукоизоляции.

Источник: https://teplota.guru/shumoizolyatsiya/zvukoizolyatsiya-studii-zvukozapisi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.